Показать полную графическую версию : Историческая тема
XPEHOMETP
09-11-2019, 18:14
Легенды о Студебекере. Автотранспорт советский, трофейный и доставленный по ленд-лизу. (https://zen.yandex.ru/media/proarm/legendy-o-studebekere-avtotransport-sovetskii-trofeinyi-i-dostavlennyi-po-lendlizu-5db46b11e4f39f00b1e00f36)
На эту тему уместно писать книгу в нескольких томах, даже очень короткий обзор выйдет в десяток страниц минимум. Формату публикации в Яндекс Дзене это не соответствует, так что некоторые образцы останутся за кадром, о чем автор заранее сожалеет.
Начнем с цифр.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1590365/pub_5db46b11e4f39f00b1e00f36_5db47d88ecfb8000b0129ebe/scale_1200
Дата создания документа: 21.06.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 9758, Опись: 0000001, Дело: 0007, Лист начала документа в деле: 13
Авторы документа: инженер-майор Мелконян
Увы, номер бригады, "помкомбриг по т/ч" которой составил эту справку, не известен. Но как пример она вполне наглядно иллюстрирует состав автопарка Красной Армии в 1944-1945 годах и соответствует на первый взгляд "современным взглядам" на роль поставок из США в обеспечении советских войск автотранспортом.
Однако учтем, что на 1 мая 1945 года в армии имелось 664500 автомобилей, из них 58,1% отечественного производства, 32,8% -поставки союзников и 9,1 % (порядка 65000) трофейных.
По данным Википедии имеем по автотранспорту 427 284 единиц из США, 5232 единиц из Великобритании и 265 600 произведено в СССР в период ВОВ. Расхождение с данными на 1 мая 1945 года обусловлено потерями матчасти и тем, что поступающие от союзников автомобили поступали НЕ ТОЛЬКО в красную Армию.
Говорить о сплошном оснащении Красной Армии лендлизовским транспортом, мягко говоря, не корректно. Другое дело, что в СССР были поставлены некоторые типы автомобильной техники, не имеющей аналогов среди отечественных образцов.
Остальное - по ссылке...
XPEHOMETP
09-11-2019, 21:12
Открытие Музея обороны и блокады Ленинграда. Как это было (https://topspb.tv/programs/stories/481309/)
Каждый петербуржец знает, что он — ленинградец. В контексте памяти блокады, годовщину начала которой город на Неве вспоминал в эти дни. Год от года память горестных лет только крепнет, дно говорить о них становится все сложнее. Блокада обросла мифами и уже привычными метафорами, за которыми порой скрывается ужас далекой беды. Способы поколебать скорбное бесчувствие обязательных мероприятий ищут и в театрах, и музеях. В числе последних можно вспомнить спектакль Яны Туминой «Гекатомба», в которой актеры на поролоновых куклах демонстрировали зрителям физиологию предельного истощения. К нынешней дате вновь открылся Музей обороны и блокады Ленинграда. Музей посетила корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Дарья Патрина.
Официально обновленная экспозиция Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда открылась 6 сентября. Все выходные здесь не иссякал поток посетителей. Вход был свободным, экскурсии следовали одна за другой, концертные программы плавно сменяли друг друга. Для петербуржцев сохранение Музея блокады на его историческом месте в Соляном переулке — событие знаковое.
Истории самого музея теперь посвящен отдельный зал. Сейчас сложно представить, но решение о проведении масштабной выставки «Героическая оборона Ленинграда» было принято за полтора месяца до полного освобождения города от фашистской блокады. И весной 1944 года экспозиция, потом ставшая музеем, открылась в уже освобожденном городе. Она полностью занимала здание в Соляном городке — 37 залов общей площадью сорок тысяч квадратных метров. Главным художником выставки был ученик Малевича, реформатор советского фарфора и звезда ленинградского авангарда Николай Суетин. И тогда он применил оригинальные экспозиционные решения.
Лично меня от фразы "открылась в уже освобожденном городе" просто передернуло. Теща моя рассказывала, как во время экскурсии по Эрмитажу какой-то мальчуган из провинции спросил: "А что здесь было при фашистах?" Так что, остальное - по ссылке...
XPEHOMETP
10-11-2019, 02:00
Замполит - антикоммунист... или суперкоммунист?
Этот день в истории: 1975 год — мятеж капитана Саблина на «Сторожевом» (https://eadaily.com/ru/news/2019/11/08/etot-den-v-istorii-1975-god-myatezh-kapitana-sablina-na-storozhevom)
https://img8.eadaily.com/r650x450/o/f77/f86d76316d1a8311a5868392fbbbc.jpg
8 ноября 1975 года на большом противолодочном корабле (БПК) ВМФ СССР «Сторожевой», стоявшем на рейде в Риге, произошел вооружённый мятеж группы военных моряков. Руководителем восстания был замполит корабля капитан 3-го ранга Валерий Саблин.
Валерий Саблин родился в 1939 году в семье потомственного военного моряка. В 1960 году окончил Ленинградское высшее военно-морское училище имени Фрунзе, а в 1973 году — Военно-политическую академию имени Ленина. В августе того же года был назначен замполитом на большой противолодочный корабль (БПК) «Сторожевой».
Вечером 8 ноября 1975 года капитан 3-го ранга Саблин зашёл в каюту командира корабля капитана 2 ранга Анатолия Потульного и доложил, что в помещении поста гидроакустиков происходят беспорядки. Как только командир спустился по трапу в помещение, Саблин закрыл дверь на замок. Находившемуся тут же старшему матросу Александру Шеину Саблин вручил пистолет и приказал никого не пускать к командиру.
Изолировав командира, Саблин через корабельную трансляцию приказал офицерскому и мичманскому составу собраться в кают-компании. Он сообщил собравшимся, что корабль совершит переход на кронштадтский рейд. Мятежник-политрук зачитал собравшимся заявление, которое он намеревался огласить по телевидению.
В тексте заявления руководство партии и советского правительства подвергалось критике за то, что «изменило принципам революции». Стоит сказать, что углубленное изучение в академии трудов «классиков марксизма-ленинизма» утвердило Саблина в мысли, что власть ведет народ не тем путем.
Морской офицер разработал детальную программу переустройства общества. Он выступал за многопартийность, свободу слова и дискуссий, изменение порядка выборов в партии и стране. Огласить свою программу, указав попутно на «вопиющие ошибки и разложение советского руководства», офицер решил с «трибуны» БПК «Сторожевой». Таким образом, мотивы мятежа были идеологическими.
«Нет свободы и справедливости. Единственный выход — новая коммунистическая революция. Революция — это могучее движение общественной мысли, это колоссальный всплеск колебаний ионосферы, который неизбежно вызовет деятельность масс и воплотится в материальном изменении всей общественно-экономической формации. Какой класс будет гегемоном коммунистической революции? Это будет класс трудовой рабоче-крестьянской интеллигенции. Стержневой вопрос революции — вопрос о власти. Предполагается что нынешний государственный аппарат будет очищен, а по некоторым узлам разбит и выброшен на свалку истории. Будут ли эти вопросы решаться через диктатуру ведущего класса? Обязательно! Только через величайшую всенародную бдительность — путь к обществу счастья!» — гласил текст обращения.
Тут не могу не вспомнть старый советский анекдот. Человек подходит к киоску купить газету. Ему говорят: Правды нет, Россия продана, остался только Труд за три копейки.
Решительность «реформатора» и «борца за народное счастье», каким считал себя корабельный замполит, по-настоящему поразительна. Как и его наивность. Он выдвинул руководству страны совершенно нереальные требования объявить территорию корабля «Сторожевой» свободной и независимой от государственных и партийных органов. Да еще потребовал обеспечить корабль всеми видами довольствия и давать ежедневную возможность выступать по телевидению и радио.
Среди собравшихся в кают-компании действия Саблина понравились не всем — «за» высказались три лейтенанта и несколько мичманов. Всех, кто был не согласен, заперли в каютах. После этого во время ужина был собран личный состав. Саблин объявил о начале перехода в Кронштадт, чтобы выступить по Центральному телевидению с заявлением о необходимости революционных преобразований.
Пока шло это собрание, на стоявшую рядом подлодку сбежали матрос и старшина, чтобы доложить о ЧП на корабле. Поэтому, когда Саблин отдал распоряжение сниматься с якоря и «Сторожевой» взял курс на выход из Рижского залива, флотское командование было уже в курсе, что происходит.
Руководство опасалось, и небезосновательно, что на самом деле корабль уйдёт в Швецию (по примеру Йонаса Плешкиса, сделавшего это в 1961 году). Была начата масштабная операция по его перехвату. Вдогонку было брошено 9 кораблей погранвойск и Балтийского флота. Около трёх часов ночи 9 ноября был поднят по боевой тревоге 668-й бомбардировочный авиационный полк.
Когда утром пришёл доклад от смотрителей Ирбенского маяка, подозрения об уходе в Швецию подтвердились. «Сторожевой» шел курсом 210 градусов, в то время как курс на Кронштадт был 337 градусов. При этом до территориальных вод Швеции оставалось 43 мили и 2,5 часа хода, а до Кронштадта — 330 миль и 18 часов хода.
Поступила команда отсечь отход в Швецию, и самолёты легли на боевой курс. Во время воздушной атаки одна бомба попала прямо в середину палубы на юте корабля, взрывом разрушило палубное покрытие и заклинило руль. Корабль застопорил ход, и в этот момент на его борту произошел «контр-мятеж» — командир корабля Потульный с помощью части команды вернул себе управление судном. После этого на палубу была высажена абордажная группа, которая арестовала раненого зачинщика восстания.
Всю вину за случившееся Саблин сразу же взял на себя, не назвав никого в качестве сообщников. Военная коллегия Верховного суда СССР обвинила Саблина в измене Родине и приговорила к расстрелу. При этом обвинения в попытке угнать боевой корабль за границу Саблин категорически отвергал.
3 августа 1976 года Валерий Саблин был расстрелян. Принимавший наиболее активное участие в восстании 23-летний матрос Александр Шеин был приговорён к 8 годам лишения свободы. В отношении ещё 6 офицеров и 11 мичманов были возбуждены уголовные дела, однако они были оправданы, хотя многие из них были подвергнуты взысканиям по служебной и партийной линии. Экипаж «Сторожевого» был расформирован, большая часть офицеров была уволена в отставку.
В 1994 году дело Валерия Саблина было пересмотрено Военной коллегией Верховного суда Российской Федерации. Ему заменили «расстрельную» статью об измене Родине на статьи о превышении власти, неповиновении и сопротивлении начальнику. Мятежного политрука задним числом приговорили к 10 годам тюремного заключения. При этом было указано, что полной реабилитации Саблин и его соратник матрос Александр Шеин не подлежат.
DJ Mogarych
10-11-2019, 10:05
Это называется религиозным фундаментализмом. На почве буквального прочтения "священных" книг многие теряли связь с реальностью.
XPEHOMETP
10-11-2019, 15:49
Почему никому не интересна сверхсмертность среди столыпинских переселенцев? (https://burckina-new.livejournal.com/1890985.html)
Сейчас является хорошим тоном проклинать большевиков за раскулачивание и высылку кулаков с семьями в районы Русского севера, Сибири, а также на великие стройки социализма типа Магнитки. Мол, высылали в чистое поле, в лес и бросали умирать, хотя это было далеко не так, если читать документы и переписку местных властей с Москвой. Но проблем в реальности было много и смертность среди семей ссыльных кулаков неизбежно подскакивала в первое время.
В свете этого полезно узнать о судьбе столыпинских и достолыпинских переселенцев из европейской части в Сибирь, масштабы переселений которых был значительно выше масштабов кулацкой ссылки. Также полезно узнать о скачке смертности переселенцев в пути и на новом месте. Особенно детской смертности.
http://protown.ru/pic/ii_55.jpg
Картина Сергея Иванова "Смерть переселенца" (1889 год).
А теперь немного отрывочных данных про смертность столыпинских и достолыпинских переселенцев в РИ. Отрывочных по тому, что тема ждет еще своего исследователя.
По данным А. А: Кауфмана, смертность за время в пути среди всех переселенцев, прибывших в Сибирь в 1880 — 1894 гг., составляла 33‰.
1892 г. (https://runivers.ru/gal/gallery.php?ID=409034&PAGEN_2=2): По регистрации, произведенной в неалтайских поселках Томской губернии, из 23683 душ, вышедших из дому, умерло в пути 746 душ, на новом месте в первый год — 676 душ, а всего 1422 человека, или 6,0% общего числа.
В 1886 — 1893 гг. среди переселенцев Томской губернии в первый год по прибытии на новое место жительства умирало соответственно 28,5 и 40,4* чел. на каждую тысячу новоселов.[Источник: Социально-демографическое развитие сибирской деревни в досоветский период : межвузовский сборник научных трудов / ред. Е. И. Соловьева [и др.]; Новосиб. гос. пед. ин-т. - Новосибирск, 1987. - С. 69]
----------------------------------------------------------------
* -- 40,4 промилле это смертность во время голода в СССР в 1933 году о котром сейчас любят кричать, как геноциде.
По официальным данным за 1908 г. по всей России на каждую тысячу переселенцев приходилось 118 чел., погибших от тяжелых условий в пути и на новых местах [link]. Для любителей абсолютных чисел: Учитывая (https://blender-chat.livejournal.com/89799.html) абсолютное число переселенцев, получаем прим. 78 тыс. умерших за год.
По свидетельству железнодорожного санитарного врача В . А . Земблинова, в 1892 г. смертность в переселенческих партиях составляла от 3 до 9%, а временами даже 15%, причем вымирали целые семьи...
------------------------------------------------------------
9-15% -- это 90-150 промилле. Напомню, что голод 1933 года -- это 40 промилле.
Годы 1909-1910 в Сибири были неурожайными и количество переселенцев в Сибирь резко сократилось . В 1909 г Переселенческим управлением было обследовано более 6000 семей новоселов в Хабаровском подрайоне. Было выявлено, что 41% семей не имели никакого жилья и вынуждены были собирать милостыню, 70% не имели скота, а поэтому не могли приступить к обработке участков, 94% не имели сельскохозяйственных орудий, даже сохи...
В результате мер, принятых по закону от 21 июня 1910 г , по данным Главного управления землеустройства и земледелия, медицинская помощь переселенцам несколько улучшилась Оказание медицинской помощи переселенцам на местах водворения в Акмолинском, Тургайском, Семипалатинском, Семиреченском, Сыр-Дарьинском, Тобольском, Енисейском,Томском, Иркутском, Забайкальском, Амурском и Приморском районах осуществлялось на 239 медицинских пунктах, в том числе 17 врачебных, 72 - с врачами и фельдшерами, 354 - с фельдшерами-акушерками, которые обслуживали 4931 поселок с населением 1 735 250 человек. Были значительно расширены переселенческие больницы. На 1 января 1911 г число больничных коек увеличилось до 368 против 303 в 1910 г... [link (https://cyberleninka.ru/article/n/meditsinskoe-obespechenie-pereseleniya-krestyan-v-sibir-v-hode-stolypinskoy-reformy)]
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1646963/4b1d6b3a-0250-4886-966e-b42a402ecc2a/s1200
Читаем (https://www.proza.ru/2019/02/02/545) дальше:
Всего с 1883 по 1 октября 1892 года во Владивосток на новое место жительства морским путём прибыло 30 эшелонов переселенцев, которыми проследовало 14546 человек, в их числе было детей в возрасте до 10 лет - 5034. В пути родилось 95, а умерло 348 детей.
----------------------------------------------
348 умерших детей из 5034 -- это смертность в 69 промилле. (голод 1933 года в СССР -- 40 промилле)
А теперь это же в "Материалах по обслѣдованию крестьянских хозяйств Приморской области", Т. 3, 1912, С. 170:
...Указазаніе, что за время переѣзда (50 дней) умерло изъ 14546 переселенцевъ 348 въ возрастѣ до 10 лѣтъ и 17 — старше 10 лѣтъ, родилось же 95 дѣтей...
По приведеннымъ даннымъ коэффиціентъ смертности за время переѣзда, принимая его продолжительность въ 50 дней, выразится въ 163,3 на 1000 населенія въ годъ.
Т. е. сила смертности во время передвиженія превысила смертность населенія, находящагося въ покоѣ, — въ 4 — 5 разъ и падала главнымъ образомъ на дѣтскіе возрасты. Высокую смертность въ пути находимъ и при современномъ передвиженіи переселенцевъ. Такъ, по даннымъ обслѣдованія новоселовъ 1906,7 и 8 годовъ въ Приморской области, коэффиціенты смертности въ пути, отъ мѣстъ выхода до станціи высадки въ области,— выразились: у переселенцевъ 1906 года 81,0 на 1000 д. об. п. въ годъ, 1907 - 90.4, 1908 - 76.0. Такимъ образомъ, хотя смертность въ пути и значительно понизилась со времени, о которомъ писалъ Буссе, но стоитъ все еще высоко и несомнѣнно также поражаетъ младшіе возрасты. Слѣдующимъ моментомъ повышенной смертности переселенцевъ несбходимо признать первые годы по прибытіи въ край, когда организмъ еще не достаточно освоился съ перемѣною климата. Въ этотъ періодъ смертность выше нормальной, но уже значительно уступаетъ по силѣ смертности въ пути и также поражаетъ населеніе младшихъ возрастовъ.
https://ic.pics.livejournal.com/krisandr/47289181/1675786/1675786_original.jpg
В 1896 г. смертность в пути составляла уже 60‰, в 1897 г. 40‰, а в последующие годы колебалась от 17 до 23‰ и в 1902 г. равнялась 36‰.
Или вот еще из дореволюционной печати (Извѣстия Архангельскаго общества изученія Русскаго Сѣвера, 1911):
"...дали ужасающую среднюю смертность среди переселенцевъ: 120 на 1.000, т. е. въ четыре раза выше обычной годовой для всей Россіи. Д-ръ Забалуевъ обработалъ данныя челябинской регистраціи, а также сводныя таблицы подворнаго обслѣдованія Приморской области за 1906-1908 гг... Цифровый матеріалъ далъ возможность опредѣлить смертность переселенцевъ за время пути отъ Челябинска до мѣста, равное 1 мѣсяцу, и за 10 мѣсяцевъ жизни въ Приморской области, всего за періодъ близкій къ году. За 1908 г. прослѣдовало въ Сибирь черезъ Челябинскъ всего 105.972 семьи, въ составѣ 655,736 душъ обоего пола семейныхъ переселенцевъ, при чемъ, въ среднемъ, на семью приходится 6,18 чел. обоего пола. Изъ прибывшихъ въ 1908 году перепись въ январѣ 1909 г. зарегистрировала водворившихся новоселовъ 2,203 семьи, въ составѣ 12.023 душъ обоего пола. Однако, средній составъ семьи, въ моментъ переписи среди новоселовъ, оказался равнымъ всего только 5,45 душъ обоего пола; въ среднемъ убыль на семью показываетъ въ 0,73, или 118 на 1,000... если бы постановка дѣла была иная, тогда не было бы такихъ ужасающихъ потерь, которыя выражаются въ цифрѣ 100 на каждую 1,000 переселенцевъ; въ среднемъ въ теченіе перваго года жизни на новыхъ мѣстахъ. А такъ такъ какъ количество переселенческаго движенія за послѣднія 25 лѣтъ превышаетъ 3 милліона, то количество потерь, которыя понесли переселенцы, исчисляется въ цифрѣ свыше, чѣмъ 300.000 душъ обоего пола."
Из стенографическиого отчета Государственного Совета:
https://ic.pics.livejournal.com/blender_chat/82014120/324261/324261_900.png
"При этомъ нашли, что смертность между переселенцами даже нѣсколько больше, чѣмъ указано Сенаторомъ Б. Е. Иваницкимъ. Такъ, у переселенцевъ 1907 г. смертность равнялась 41 на 1.000, у переселенцевъ...
Затѣмъ, въ опроверженіе указаній моихъ на громадную смертность между переселенцами, сказано было, что смертность эта не такъ велика, такъ какъ въ губерніяхъ Европейской Россіи средняя смертность.—31 на 1000, слѣдовательно 41 на 1000 не представляетъ чего либо ужасающаго."
-----------------------------------------------
Т.е. по мнению главноуправляющего землеустройством и земледелием Кривошеина, смертность 41 промилле не представляет ничего ужасного, ибо от общего уровня смертности выше "всего то" на 6 человек!
Напомню еще раз, что 40 промилле в 1933 году это ужас-ужас и голодомор, а 41 промилле в 1907 году - сплошной хруст французской булки, видимо.
https://ic.pics.livejournal.com/blender_chat/82014120/323621/323621_900.png
Также по данным обследования 13 712 хозяйств новоселов Сибири в 1903 — 1904 гг., среди переселенцев, прибывших в 1903 г., в первый год по прибытии уровень смертности составил 42,6 ‰ и превысил рождаемость на 15,3 ‰ [Источник: Социально-демографическое развитие сибирской деревни в досоветский период : межвузовский сборник научных трудов / ред. Е. И. Соловьева [и др.] ; Новосиб. гос. пед. ин-т. - Новосибирск,1987. - С. 73].
----------------------------------------------------------------
Чисто для сравнения. Депортация крымских татар: из документов следует, что из 151 720 крымских татар, направленных в мае 1944 года в Узбекскую ССР, было принято по актам органами НКВД Узбекистана 151 529, а в пути следования умер 191 человек (0,126%), если считать, что время в пути составляло 15 дней, в пересчёте это соответствует 3,1% годовой смертности. Если же принять время в пути 20 дней, то 2,3%.
«Красной армии пришлось вжиматься в землю». Эти острова стали ключом к освобождению Прибалтики от нацистов. Сражение за них шло месяц
В этом году исполняется 75 лет Моонзундской наступательной операции советских войск. С 27 сентября по 24 ноября 1944 года Красная армия ценой огромных потерь отбивала у Третьего рейха острова, лежащие к западу от Эстонии. Стратегическое значение архипелага было огромным. Наличие там опорных пунктов позволяло контролировать Рижский и Финский заливы и обеспечить не только освобождение всей Прибалтики от нацистов, но и дальнейшее наступление Советской армии. «Лента.ру» рассказывает историю битвы длиной почти в месяц. Далее... (https://lenta.ru/articles/2019/11/09/moodzun/)
XPEHOMETP
12-11-2019, 21:09
Французская интервенция: как белая Одесса развратила месье (https://diletant.media/articles/45271777/)
Хорошие собутыльники, но слабые союзники – такими оказались французские интервенты для белых. Прибывшие на юг России войска быстро были разложены «Одессой-мамой»
«Вся Одесса очень велика», как известно. Велика, богата событиями и ее история. Под какой только властью не приходилось бывать этому городу: царская, украинская, советская, немецкая, румынская, а однажды французская (при русском участии).
Гора родила мышь: победителей немцев погнали партизаны
5 декабря 1918 г. белые добровольцы генерала А. Н. Гришина-Алмазова взяли Одессу и изгнали петлюровцев. С белыми в город пришли и французы. Корабли интервентов красовались на рейде. Одесса стала главной их базой. Отсюда союзники намеревались вместе с белыми, разбив попутно петлюровцев, идти на Москву.
Но оказалось, эти планы — фантастика. Сначала дела шли «ни шатко ни валко», в городе поддерживался какой-то порядок, а красные были далеко. Но весной напор противника возрос, и уже 2 апреля 1919 г. французы начали поспешную (почти в панике) эвакуацию. Солдаты не желали воевать в России, а правительство — оплачивать эту экспедицию. Силы красных, возглавляемые здесь атаманом Григорьевым, насчитывали всего 10−12 тыс. повстанцев, по своим воинским качествам, дисциплине и выучке далеких от идеала (в их среде было немало авантюристов). Но регулярные войска интервентов все равно отступили, хотя и превосходили григорьевцев в разы — в районе Одессы сосредоточились 18 тыс. французов, 12 тыс. подчиненных им греков, здесь же и около 4 тыс. белых, танки, тяжелая артиллерия и броневики. Но биться они не стали.
Прим.: через несколько дней после эвакуации интервентов красные, не встречая сопротивления, вошли в город и отметили победу трехдневной пьянкой. Атаман Григорьев был лишен ложной скромности: «Я победил французов, победителей Германии…». Его люди, чью жажду добычи в Одессе никто не ограничивал, своего вождя чествовали как триумфатора.
Интервенты, и так уже уставшие от Первой мировой войны, погружения в революционную бездну России не выдержали. Причины их неудач стоит искать не столько в чисто военных и технических обстоятельствах, сколько в том, как пребывание в Одессе меняло настроения и боевой дух иностранцев. Реввоенсовет получил потом из штаба Украинского фронта донесение В. Глаголева: «Бывшие в Одессе французские части определенно не хотели драться…». Впрочем, это было заметно и ранее — в предыдущих столкновениях интервентов с красными иностранцы редко проявляли стойкость и порой отступали даже тогда, когда это совсем не требовалось (так 14 марта был покинут город Николаев).
Одесса-Мама, краснеющая по часам
А ведь начиналось все весьма оптимистично. Улицы были наполнены французской речью и небесно-голубыми мундирами, ярко-красными шапками зуавов, а главное — оживленными разговорами, конечно же, о грядущих победах, восстановлении порядка и возврате к нормальной сытой жизни. Французы щедро угощали русских друзей вином, работали рестораны и кабаре. Казалось, жизнь пошла на лад, пока управление городом, нарушенное неоднократной сменой властей и военными трудностями, не пришло в упадок.
Остальное - по ссылке...
Отсюда союзники намеревались вместе с белыми, разбив попутно петлюровцев, идти на Москву.
Насколько я знаю, вообще-то, не намеревались.
XPEHOMETP
14-11-2019, 14:52
«Прожекторная атака» Берлина в 1945 году: в чём ошибся Жуков (https://russian7.ru/post/prozhektornaya-ataka-berlina-v-1945-godu/)
После мощного авиационного и артиллерийского огневого налёта сразу вспыхнули сотни зенитных прожекторов. Их свет был направлен прямо на позиции противника, ослепил и ошеломил его. В то же время он подсвечивал поле боя и помогал прицельно стрелять нашей атакующей пехоте и танкам… Примерно так обычно описывают начало Берлинской наступательной операции в Первом Белорусском фронте под командованием маршала Георгия Жукова 16 апреля 1945 года.
Незадачливый Куропаткин
Иногда можно встретить утверждения, что прожекторная атака Жукова была первой такой в истории войн. Это, несомненно, не так.
Идея подсвечивать ночное поле боя (причём, конечно, так, чтобы было удобно своим войскам, и слепить противника) возникла под влиянием франко-прусской войны 1870-71 гг. Сначала инженеры придумывали использовать для этого дела газовые фонари, а вскоре подоспело и изобретение электрической лампочки. Правда, войны в Европе ещё долго не было, и первое «боевое» использование прожекторов относится к колониальным кампаниям: в 1906 году англичане применили их в Южной Африке при усмирении восставших зулусов.
В Первую мировую войну уже каждая приличная воюющая страна обзавелась прожекторами, которые использовались не только для освещения поля боя ночью, но и для обнаружения вражеских аэропланов и дирижаблей – ведь впервые война перенеслась с поверхности земли в воздух. Ну, а первая попытка использовать свет прожекторов для психологического воздействия на врага была предпринята Русской армией.
Вечером 9 (22) января 1916 года командир Гренадерского корпуса генерал от инфантерии Алексей Куропаткин – тот самый незадачливый главнокомандующий в злосчастной войне с Японией – отдал приказ произвести атаку на врага с помощью прожекторов. Это было на Северном фронте в Лифляндии. Затея оказалась крайне неудачной. Свет приборов не ослепил немцев, зато позволил им обнаружить группы подползающих к колючей проволоке русских пехотинцев, одетых в зимние белые маскхалаты. Огнём артиллерии немцы быстро погасили прожектора и покромсали солдат Киевского и Таврического пехотных полков.
Быть может, и атака в Берлинской операции не привела к подобному печальному результату лишь потому, что была обеспечена подавляющим превосходством советских войск в силах и средствах, а вовсе не ошеломляющим воздействием света прожекторов?
Остальное - по ссылке...
Раскрыта тайна исчезновения первой империи человечества
Международная группа ученых выяснили причины падения Новоассирийского царства, которое считается первой мировой империей в истории человечества. Статья исследователей опубликована в журнале Science Advances. Далее... (https://lenta.ru/news/2019/11/15/ancient/)
XPEHOMETP
16-11-2019, 16:20
Ночь длинных ножей (https://s-t-o-l.com/istoriya/noch-dlinnyh-nozhej/)
85 лет назад в Нюрнберге состоялся первый партийный съезд победившей нацистской партии, который стал горьким уроком для немецкой аристократии, надеявшейся использовать нацистов в своих интересах, а затем выбросить на «свалку истории». Вместо этого на «свалке» оказались сами аристократы.
Если история прихода к власти немецких нацистов и способна чему-либо научить, то только тому, что никогда и никому нельзя рассчитывать на то, что группировки нацистов можно использовать в своих интересах. Хотя, конечно, соблазн всегда велик. Ведь сотни крепких молодых людей, объединённых в жёсткую иерархическую структуру, способны и листовки разносить, и майдан с погромом устроить, и как следует напугать политических конкурентов. Да и умственные способности большинства представителей «высшей расы» таковы, что любой политик средней руки на этом фоне выглядит настоящим Спинозой.
Но не стоит обольщаться: как только вы решите, что сможете командовать группировками «наци», так они начнут командовать всей политикой. Эту ошибку совершили и в современной Украине, и в Веймарской республике, где старая военная аристократия решила, что сможет командовать ефрейтором Гитлером.
* * *
Официальная история учит нас, что нацисты пришли к власти абсолютно законным демократическим путём – дескать, в 1933 году выборы выиграла Национал-социалистическая немецкая рабочая партия, благодаря чему пост рейхсканцлера и занял Адольф Гитлер. Но в действительности в те годы НСДАП представляла собой весьма рыхлое образование, где одно из первых мест принадлежало некоему Эрнсту Рёму, лидеру штурмовых отрядов (Sturmabteilung), или сокращённо СА.
https://s-t-o-l.com/wp-content/uploads/2019/09/Bundesarchiv_Bild_119-0289_M-nchen_Hitler_bei_Einweihung__Braunes_Haus_.jpg
Надо сказать, что «коричневорубашечники» (так прозвали штурмовиков за цвет формы) являлись важной силовой структурой в Германии. Они стали главными действующими лицами в ликвидации Веймарской республики в 1923 году. Также штурмовики приняли активное участие и в Пивном путче. К началу 1933 года их количество составляло примерно 600 тысяч человек. Но затем число резко возросло до 3 миллионов.
Штурмовики были обучены, хорошо вооружены и агрессивны. И все они считали Гитлера выскочкой-самозванцем, поскольку у них были свои лидеры: Грегор Штрассер и Эрнст Рём. Рём и считался самой наиболее влиятельной фигурой: он всерьёз надеялся, что новая национал-социалистическая армия будет образована на основе его штурмовиков. Соответственно, он и станет её командиром.
Остальное - по ссылке...
XPEHOMETP
17-11-2019, 13:17
Первая конная армия: чему белые научили красных (https://histrf.ru/biblioteka/b/piervaia-konnaia-armiia-chiemu-bielyie-nauchili-krasnykh)
История появления самого знаменитого соединения Красной Армии времен Гражданской войны
«Мы – красные кавалеристы, и про нас былинники речистые ведут рассказ…» Некогда этот запев известного и популярного «Марша Буденного», авторами которого стали братья Покрассы, полюбился, наверное, каждому жителю Советского Союза. Но известность этого произведения явно уступала известности Первой конной армии, гимном которой оно стало. За десятилетия, прошедшие с 17 ноября 1919 года, когда Реввоенсовет Южного фронта принял решение о создании уникального оперативно-стратегического соединения, история Конармии стала легендарной, а сама она превратилось в символ всей Красной Армии времен Гражданской войны. Хотя в реальности численный состав армии Семена Буденного составлял всего около 30 тысяч человек (при том, что общая численность РККА того периода достигала 5 миллионов).
Белый опыт на красный лад
Хотя кавалерия являлась одним из главных родов войск в вооруженных силах большинства стран начала ХХ века, конные армии нигде не создавались. В составе Русской императорской армии имелись конные корпуса, причем в достаточном количестве — свыше полутора десятков регулярных и сводных, но более крупные соединения так и не появились. Причиной тому был позиционный характер боевых действий: в годы Первой мировой войны солдаты всех сторон и фронтов отчаянно зарывались в землю, а оборона приобретала настолько глубоко эшелонированную структуру, что не приходилось и думать о ее прорыве с помощью конных соединений. Совсем иной оказалась Гражданская война в России: позиционные бои имели нерегулярный характер, фронт никогда не был сплошным, а плотность огня была сравнимой с плотностью сторожевого охранения на Первой мировой.
Именно в таких условиях конница и приобретала совершенно иное – решающее значение как род войск и как стратегический инструмент, который первыми применили белые. 3-й Кубанский корпус генерал-лейтенанта Андрея Шкуро и 4-й Донской конный корпус генерал-лейтенанта Константина Мамонтова настолько удачно действовали в тылах Красной Армии, что вскоре этот опыт решено было перенять. РККА требовались собственные крупные кавалерийские соединения, способные автономно действовать на тыловых коммуникациях противника, нарушая его систему управления и снабжения и даже захватывая крупные населенные пункты. В конечном счете такие действия существенно облегчали задачу прорыва фронта для пехотных и смешанных соединений — а именно это и требовалось. Но прошел почти месяц после того, как идея формирования крупного оперативно-стратегического объединения кавалерии была оценена и обсуждена советским Реввоенсоветом. И только 17 ноября 1919 года РВС Советской России наконец принял решение о создании Первой конной армии — первой не только в Красной Армии, но и в России, и даже в мире.
https://histrf.ru/uploads/media/default/0001/74/1a0948faf47a44c9f27096ac1650cf585e5f6bc4.jpeg
Бойцы Первой конной армии Буденного на митинге, начало 1920 года
Остальное - по ссылке...
XPEHOMETP
17-11-2019, 18:45
Две статьи об одном и том же. Но - познавательно.
Какое «средневековое» оружие положило немало солдат Первой мировой? (https://zen.yandex.ru/media/artofwar/kakoe-srednevekovoe-orujie-polojilo-nemalo-soldat-pervoi-mirovoi-5db057281e8e3f00b0debf96)
Первая мировая была войной ужасной и крайне кровопролитной, что известно каждому. С другой стороны, она была очень контрастной в плане технологий. Самое разнообразное стрелковое оружие (от винтовок «заряди меня на каждый выстрел сам» до пулемётов «я готов и буду стрелять без перерыва, лишь нажми на курок»), наличие полевой артиллерии всех сортов и калибров, зачатки авиации и тяжёлой бронетехники — все эти «прелести» повсеместно соседствовали с ещё не вышедшими из обихода пережитками прошлого в лице кавалерии с саблями и пиками, а так же других интересных средневековых приспособлений типа баллисты для метания гранат.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1904927/pub_5db057281e8e3f00b0debf96_5db0577797b5d400b2230cf2/scale_600
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1594832/pub_5db057281e8e3f00b0debf96_5db057d505fd9800add78f7d/scale_600
Данное оружие не появилось в Средние века, но оно является вполне себе «холодным», или как минимум «холодным горячего применения». Обычно такую штуку именуют флешетта («дротик») — такое название дали ей французы, которые её изобрели. Особой популярности у них флешетты не обрели, но приглянулись Кайзеру (войска которого потом шуточно писали на дротиках «Придумано во Франции, сделано в Германии», после чего те шли в ход против французов) и Российской империи. В обоих случаях эти дротики переименовали в «авиастрелы» или «стрелки».
https://cdn.fishki.net/upload/post/201507/02/1583854/269d55d197a605d0d560a2cdebfe8bdf.jpg
Идея использования таких дротиков чем-то отдалённо напоминает идею использования в древности и Средние века стрелковых войск — найти достаточно большое скопление пехоты или кавалерии противника и просто засыпать её огромным числом снарядов (метательных, а не со взрывчаткой). Так флешетта, многие образцы которой даже похожи на средневековые арбалетные болты, стала использоваться как авиационный снаряд (именно по этому я обозвал их «...горячего применения»). Сам процесс запуска дротиков разнился от модели самолёта, но сводился в общих чертах к тому что на борт погружалось большое число коробок с небольшими «болтами» (размеры описывать смысла нет, т. к. в поисках идеального варианта они менялись чуть ли не каждую неделю), которые высыпались на головы врага с небольшой высоты — метров 50.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1593239/pub_5db057281e8e3f00b0debf96_5db058711ee34f00ae0feb29/scale_600
Но, небольшая эта высота лишь для самолёта. Сброшенные даже с этих десятков метров, точнее просто беспорядочно высыпанные из ящиков, флешетты за счёт баланса и стабилизаторов успевали не только самостоятельно развернуться остриём вниз, но и набрать крайне большую скорость и смертельную силу. Бетонный бункер они ни за что не пробивали, но простые деревянные укрытия пробивались запросто. Даже 15-сантиметровая доска едва ли могла остановить дротик и уменьшить летальность от попадания. Что уж говорить про те случаи, когда солдаты были «без крыши над головой».
Остальное - по ссылке...
«Железный дождь». Его боялась вся Европа. Часть 2 (Подробная версия) (https://zen.yandex.ru/media/id/5c0e292277e7fc00aaf7d2e4/jeleznyi-dojd-ego-boialas-vsia-evropa-chast-2-podrobnaia-versiia-5d5c34b4028d6800ad087712)
Средневековое оружие в новой интерпретации. Как работало самое удивительное изобретение Первой Мировой Войны (мы не про газ, если что).
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1585195/pub_5d5c34b4028d6800ad087712_5d5c3bda7cccba00ae9d6785/scale_600
Еще в начале ХХ века в мире появились первые аэропланы. Интересное изобретение, не правда ли? Где бы его использовать? Хм, может чтобы сбрасывать людям на головы стальные иглы? Отличное решение комрад. Рассмотрим изобретение под названием “флешетты” более пристально.
Остальное - по ссылке...
Даже 15-сантиметровая доска едва ли могла остановить дротик и уменьшить летальность от попадания
Полнейшая чушь.
Полнейшая чушь. »
ага.
фугасные и шрапнельные авиабомбы не в пример эффективнее.
А ежели еще вспомнить творения сумрачного гения русских оружейников типа 88 ППШ в бомболюке Ту-2 в качестве ганшипа... )))
https://sun9-60.userapi.com/c176/v176138/a8c/WEkJx9wLnOw.jpg (https://vk.com/wall-42331_263196)
Или огнеметы для поджигания атакующего самолета...
https://sun9-32.userapi.com/c855224/v855224361/11886e/tLx09KCJV0A.jpg (https://vk.com/wall-42331_263370)
или.. да дофига всего было.
XPEHOMETP
18-11-2019, 00:32
А почему бы не поставить памятник Малюте Скуратову? Кстати, почему у нас до сих пор нет ни одного памятника Берии?
Не могу процитировать всю статью полностью, хотя очень хотелось: движок сайта говорит, что сообщение слишком длинное.
Царь-пахарь, царь-покойник (https://s-t-o-l.com/istoriya/tsar-pahar-tsar-pokojnik/)
Почему Ивану Грозному не ставили памятников
Иван Грозный – фигура, постоянно находящаяся в поле исторического сознания нашего народа. Это фигура пульсирующая: то он врывается вдруг, то опять уходит, на время оставляя нас в покое. В 2009 году на экран вышел фильм Павла Лунгина «Царь». Совсем недавно некто Игорь Подпорин стойкой разбил стекло и сильно повредил картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» с аргументацией, что там всё недостоверно (в 1913 году то же сделал старообрядец Абрам Балашов с криками: «Довольно крови!»). Что же из того, что мы знаем об Иване Грозном, достоверно, а что нет?
Ещё одна причина, заставляющая нас обратиться к фигуре Ивана Грозного, – это тот факт, что впервые в нашей стране этому персонажу стали ставиться памятники. Такого никогда не было. Никогда: ни в XIX веке, ни в XX, ни в более ранние века. Первый памятник Грозному был воздвигнут в Орле в 2016 году – в общем-то, под благовидным предлогом: Орёл был основан по указу Ивана Грозного в 1566 году и отмечал юбилей.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/198554/pub_5d2f2dfe520a9b00ad6941a1_5d2f2eaa0aca0500af496136/scale_600
Памятник Ивану Грозному в Орле
Эта дата и послужила поводом для установки памятника, что вызвало страшный раскол в обществе. Были судебные иски, возникло общественное движение за то, чтобы перенести его в другое место. Но памятник был установлен – хорошо, что не перед зданием театра «Свободное пространство» (как планировалось изначально). Всё это вызвало нервную реакцию в России. Был проведён опрос, который впервые суммировал отношение россиян к фигуре Ивана Грозного. Судя по этому опросу (других нет, а социология у нас всё-таки не очень независимая), 71 % россиян положительно относятся к фигуре Ивана Грозного. От 13 до 15 % – категорически против того, чтобы ставить ему памятники.
История с памятниками продолжилась. В городе Александрове – опричной столице Ивана Грозного – произошла удивительная история. При монтаже памятника царю архитектор и скульптор вместе с командой ушли на обед, и в это время памятник похитили – увезли на задворки администрации. Потом это стало табуированной темой. Думали, где можно было бы этот памятник установить. В конце концов установили во дворе Российского военно-исторического общества в Москве на Аллее правителей. Обостренная реакция на это событие людей, особенно творческих, говорит о том, что проведённый опрос не совсем, мягко говоря, адекватно отражает действительные настроения. Ещё один пункт в России, где мог появиться монумент Ивану IV, – Чебоксары. И там инициатива вызвала раскол в обществе и в конечном итоге была «спущена на тормозах». Попытались проработать тему установки памятника в чувашском городе Алатырь и даже объявили интернет-голосование. В итоге 47 % – за, против – 53 %.
Была ещё одна интересная подмосковная история – с несостоявшимся памятником в Рузе. Городские власти в 2017 году решили там поставить памятник Ивану Грозному и его первой супруге Анастасии Романовой. Он планировался в качестве экскурсионного объекта, чтобы развивать туризм и пропагандировать семейные ценности, что совсем уж удивительно. Я в одном высоком собрании говорил, что школьники придут туда, а потом посмотрят в интернете статью под названием «Жены Ивана Грозного». А их у него было то ли 6, то ли 7, то ли 8 (всё зависит от того, как считать: законные только браки или все; включать ли в это число легендарные персонажи). История закончилась тем, что два десятка учёных, специалистов по истории Средних веков, написали обращение в адрес властей. Надо отметить и твёрдую позицию правящего архиерея Московской области, который остановил этот безумный (по-другому просто не назовёшь!) проект.
https://s-t-o-l.com/wp-content/uploads/2019/09/NE-SOSTOYAVSHIJSYA-PAMYATNIK-V-RUZE.jpg
Несостоявшийся памятник Ивану Грозному в Рузе
Почему в нашей стране не было памятников Ивану Грозному? Это связано с Николаем Михайловичем Карамзиным, который когда-то «постригся в историки», как говаривали его современники. Он бросил свой литературный труд и занял единственную, наверное, в истории нашего государства должность историографа, неплохо оплачиваемую, надо сказать. Карамзин получил эксклюзивный доступ к архивам, библиотекам и создал «Историю государства Российского», которая и поныне не устарела. Мы помним, что Пушкин назвал Карамзина Колумбом, который открыл нашу древнюю историю. Карамзин вложил в этот труд жар своей души, свой талант литератора. Историю со времён Карамзина стало модно изучать, стало просто стыдно не знать этой истории. Первоначальный тираж «Истории» – примерно 3 000 экземпляров – разошелся как горячие пирожки за месяц. Об этом говорили везде: дамы в салонах обсуждали князей, царей, разные события.
Действительно, это был какой-то ментальный прорыв, вспышка национального самосознания. Но ещё и, как сказал Пушкин, это был подвиг честного человека, что очень важно. У Карамзина, конечно, были внутренние ограничения – в частности, на критику монархов. Он должен быть сделать выбор относительно того, что писать об Иване Грозном. И Карамзин сделал этот выбор. Он назвал зло злом, а добро – добром. И так живописал опричные казни, как никакой другой историк. Когда я на лекциях зачитывал студентам описание опричных казней, впечатлительным филологам просто плохо становилось.
Труд Карамзина привёл к тому, что в дореволюционной России сложился консенсус относительно фигуры Ивана Грозного. Считалось, что этот человек памятников не достоин, совсем не достоин.
https://s-t-o-l.com/wp-content/uploads/2019/09/Karamzin.jpg
Николай Карамзин – историк и писатель, создатель «Истории государства Российского»
Сейчас вы можете встретить критику карамзинской концепции. Его упрекают в пристрастном подходе, в том, что он нашёл антигероя. Ему, мол, как литератору, надо было найти отрицательного персонажа в российской истории, и вот он его сотворил. Но я не очень верю в эти соображения. Иван Грозный был первым венчаным царём, кроме того, он был родственником Романовых – через Анастасию Романову династия была породнена с династией Рюриковичей. Михаил Фёдорович Романов приходился внучатым племянником царю Ивану Васильевичу и через это обрёл свою легитимность.
Есть замечательный памятник «Тысячелетие России» в Новгороде 1862 года, который по замыслу должен был суммировать всё позитивное, что Россия к тому времени дала. Там нет фигуры Ивана Грозного. Ходят слухи, что император Александр II собственноручно вычеркнул эту персону, несмотря на то что он приходился родственником династии Романовых и был первым царём, первым венчаным монархом. Там было множество современников Ивана Грозного: и Анастасия Романова, его первая супруга, и Алексей Адашев, член Избранной рады, и духовник царя протопоп Сильвестр, и Максим Грек, и митрополит Макарий, и святитель Гурий Казанский, и полководец Иван Воротынский, и Ермак, покоритель Сибири, но места для Ивана Грозного не нашлось. Это был очень важный факт общественного сознания, тем самым выражалось отношение образованной части общества к этой фигуре.
Остальное - по ссылке...
XPEHOMETP
18-11-2019, 15:42
Концы в воду: век назад произошёл крупнейший взрыв на судне в истории Российской империи (https://russian.rt.com/science/article/328282-baron-drizen-katastrofa)
Cто лет назад, 26 октября 1916 года, в архангельском порту Бакарица неизвестные взорвали пароход «Барон Дризен» с военным грузом на борту. В результате диверсии погибли более 600 человек. До сих пор не установлено, кто был организатором взрыва. RT изучил скопившиеся за век версии произошедшего.
https://cdni.rt.com/russian/images/2016.10/article/580f4d0ec46188796a8b456a.jpg
Порт Бакарица после взрыва. © Wikimedia
А по моей версии авторы приложили фотографию последствий взрыва 6 декабря 1917 в Галифаксе. Во всяком случае, так эту картинку определил Гугл. И в России тогда использовали ли ленту контрастных цветов для огораживания места происшествия?
Из Нью-Йорка — в Архангельск
Летом 1916 года, в разгар Первой мировой войны, Российская империя вела активные боевые действия на Юго-Западном фронте. Армия нуждалась в оружии и боеприпасах, которые можно было доставить на территорию страны только через северные порты Мурманск и Архангельск. Для транспортировки военных грузов строили ледоколы, а также прокладывали железную дорогу Петроград — Мурманск. Поскольку строительство шло медленно, морское ведомство решило доставлять боеприпасы в российские порты на иностранных судах. Одним из них был грузовой пароход «Барон Дризен», прибывший 17 октября 1916 года в Архангельск из Нью-Йорка. На его борту находилось несколько тысяч тонн военного снаряжения, взрывчатых веществ и большое количество оружия.
Через неделю после прибытия в Архангельск «Барон Дризен» отправился в порт Бакарица для разгрузки. К 26 октября основную часть груза успели перенести на берег. Ровно в полдень, когда рабочие ушли с судна на обеденный перерыв, на пароходе прогремел взрыв. Через час произошёл второй взрыв. В результате обломки разлетелись на сотни метров, вспыхнул крупный пожар. Ещё через 40 минут раздался третий взрыв. До вечера в порту не стихали разрывы снарядов и других боеприпасов. В результате взрывов серьёзно пострадали стоявшие неподалёку английский пароход «Эрл оф Форфар» и буксир «Рекорд», которые спустя некоторое время пошли ко дну. Пожар усилился из-за ветра и распространился на бараки и каменные строения в ближайшем посёлке. В результате полностью сгорел порт Бакарица, а телефонная связь с соседним городом временно пропала.
Остальное - по ссылке...
XPEHOMETP
21-11-2019, 15:23
Нафталий Френкель: чем миллионер удивил лагерное начальство (https://russian7.ru/post/naftaliy-frenkel-chem-millioner-udiv/)
https://russian7.ru/wp-content/uploads/2019/11/1-111-768x644.jpg
Многие историки не зря считают Нафталия Френкеля одной из самых занимательных фигур отечественной истории. Френкель сумел превратиться из обычного осужденного в организатора гулаговской системы. А восхождение Френкеля по карьерной лестнице началось с того, что он объявил тюремному начальству о том, что сможет построить баню для заключенных всего за одни сутки.
Миллионер в Соловецком лагере
Одессит Нафталий Аронович Френкель, как выразился Валерий Смирнов в своей книге «Пятый угол», умел превращать в золото все, к чему он только прикасался. Он торговал деревом и оружием, владел пароходной компанией, занимался контрабандой, играл на бирже. Еще до революции Нафталию Френкелю, которого называли не иначе как «лесным королем Черного моря», удалось стать миллионером. Френкель действительно был эдаким местечковым монархом, которому подчинялась даже пресса: он выпускал собственную газету «Копейка». Однако в 1924 году империи Нафталия пришел конец.
Как пишут авторы издания «100 великих авантюристов», в январе упомянутого года в Одессу прибыла группа московских чекистов, которые и арестовали многих высокопоставленных жителей города и предпринимателей. Под стражей оказался и Френкель. «Король Черного моря» был приговорен к расстрелу. Однако, когда Нафталия Френкеля привели на место исполнения приговора, ему вдруг объявили о том, что смертельный вердикт был заменен на 10 лет заключения. Отбывать назначенный срок Френкель отправился в Соловецкий лагерь.
Баня за один день
Однако Нафталию Френкелю хотелось и в лагере жить не хуже, чем на воле. Поэтому первое, что он сделал - попытался выделиться из общей массы заключенных. По утверждению Александра Куприянова, автора книги «Истопник», впервые Френкелю удалось обратить на себя внимание тюремного начальства когда над Соловками нависла угроза эпидемии тифа. В то время как сыпнотифозная вошь распространяла заболевание по острову с невероятной скоростью, в лагере не было даже бани. Именно за ее постройку и взялся Нафталий Френкель.
Он заявил администрации о том, что сможет соорудить баню за одни сутки, но на самом деле он управился всего за 21 час. Автор книги «Неугасимая лампада» Борис Ширяев, которому тоже довелось отбывать наказание в Соловецком лагере, писал о том, что для строительства бани Нафталий Френкель отобрал 30 молодых и относительно здоровых мужчин, которых «разбавил» 20 стариками и инвалидами. Расчет был прост: молодые заключенные, жалея пожилых и больных товарищей, трудились, как звери. И в итоге буквально через несколько часов работы в лагере появилась своя баня.
Головокружительная карьера
Вскоре эпидемия была остановлена, а Нафталий Френкель стал руководителем экономического отдела лагеря. Впрочем, есть версии, что это назначение произошло не благодаря отстроенной в рекордные сроки бане, а посредством взяток и помощи высокопоставленных покровителей одесского миллионера. В качестве косвенного доказательства данного предположения можно привести тот факт, что по ходатайству начальника Управления Соловецких лагерей Эйхманса период заключения Френкеля был значительно сокращен, и в 1927 году он уже оказался на свободе.
Кроме того, по словам Ивана Чистякова, автора книги «Сибирской дальней стороной», Нафталий Френкель сразу после освобождения был принят в ОГПУ. Некоторое время, уже в роли вольнонаемного, бывший «лесной король Черного моря» работал на руководящей должности в Соловках. Успешная организация труда в лагере вызвала интерес, и в 1929 году Френкеля перевели в Москву начальником представительства УСЛОН ОГПУ. Впоследствии именно Нафталий Френкель руководил строительством таких небезызвестных объектов как Беломорско-Балтийский канал и Байкало-Амурская магистраль. Вот только в отличие от многих деятелей ГУЛАГа Френкель сумел избежать опалы. Он был с почестями отправлен на пенсию и умер своей смертью в возрасте 77 лет.
И это вполне взвешенная статья, ибо об этом человеке можно написать совсем по-разному. Варианты:
Нафталий Френкель: авантюрист, миллионер, подельник Мишки Япончика и создатель ГУЛАГА (https://ukraina.ru/exclusive/20190114/1022325574.html)
Между прочим, наработки Френкеля пришли ко двору в Германии, когда Генрих Гиммлер взялся организовывать немецкие концлагеря. Из СССР поступил доклад резидентуры Третьего рейха об экономических концепциях, взятых на вооружение в лагерях. Гиммлер был удивлен, причем приятно. Ничего не надо придумывать, все расписано до мелочей. Оставалось только доработать систему в немецком стиле. Службы Гиммлера подошли к теме педантично. Использовалась не только рабочая сила как таковая, но и одежда, волосы, кожа уже погибших заключенных.
Нафталий Аронович Френкель (http://cyclowiki.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%84%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D 0%A4%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D1%8C)
Нафталий Аронович Френкель — предприниматель, выдающийся советский государственный деятель, строитель коммунизма, теоретик исправления заключённых с помощью труда на великих стройках, высокопоставленный работник ЧК-ГПУ-НКВД СССР, генерал-лейтенант инженерно-технической службы (1943), один из руководителей ГУЛАГа, глава Главного управления лагерей железнодорожного строительства НКВД-МВД СССР (ГУЛЖДС НКВД-МВД СССР)
XPEHOMETP
21-11-2019, 22:37
Беляны - русский деревянный авианосец (https://masterok.livejournal.com/2292450.html)
https://img-fotki.yandex.ru/get/5307/137106206.5d9/0_15531c_99bd7750_orig.jpg
Если спросить, что такое беляны, то немногие ответят на этот вопрос. А ведь всего каких-то 100 лет назад эти гигантские корабли плавали по Волге и Ветлуге. Беляны, пожалуй, самые уникальные речные суда на свете. Это были огромные, даже по нынешним мерам, суда. По некоторым данным существовали беляны длиной до 120 м. Высота борта могла достигать 6 метров.
Давайте узнаем, в чем же была их уникальность …
Давным-давно, еще до революции, каждую весну, как только Ветлуга вскрывалась ото льда, жители прибрежных деревень зачарованно провожали взглядом величественные белоснежные сооружения, медленно проходившие по реке. Величали их «белянами» – белые, значит. В отличие от плотов и сойм они грузилась только обработанным, «белым» лесом – оттого считались более ценными и дорогими.
https://infoglaz.ru/wp-content/uploads/8531.jpg
Директор краеведческого музея Краснобаковского района Ирина Сергеевна Корина считает, что начало судостроительному промыслу было положено в 17 веке, когда после стрелецкого бунта 1698 года на Ветлугу и её приток Усту были сосланы семьи стрельцов, а также провинившихся корабельных мастеров.
Разновидностей речных судов в своё время было великое множество: гусянки, подчалки, полулодки, паромы, барки… Судостроительное дело считалось престижным и прибыльным: до появления в России доступных железных и автомобильных дорог река была самым быстрым и дешевым способом транспортировки пассажиров и грузов. В зависимости от особенностей реки на ней пользовались популярностью определенные виды судов.
Ветлуга прославилась белянами. Их строили только на трех судоверфях, одна из которых была Баковской.
…Красивое это было зрелище – идущая по синим ветлужским водам величественная беляна. Не каждый, наверное, задумывался над тем, ценой какого неимоверного труда создавалась эта красота. Труд сплавщиков можно было сравнить с каторжным, с той лишь разницей, что каторга – это труд подневольный.
https://img-fotki.yandex.ru/get/5107/137106206.5d9/0_155324_9fbf4594_orig.jpg
Грузоподъемность белян соответствовала их размерам и могла быть 100-150 тыс. пудов (пуд – 16 кг) у небольших белян, а вот у больших она доходила до 800 тыс. пудов! То есть это были размеры пусть и не очень большого, но все же океанского корабля, хотя плавали они исключительно с верховьев и до низовьев Волги и никогда не бывали дальше Астрахани!
Рубка и сплав леса велись варварскими способами при отсутствии какой-либо механизации. Рубить лес рабочие отправлялись артельно, захватив с собой из дома продовольствие. Жили в лесу, по три-четыре месяца не бывая дома, довольствуясь скудным и однообразным питанием, ночуя в маленьких избушках-зимницах, которые плохо удерживали тепло.
https://infoglaz.ru/wp-content/uploads/8541.jpg
Остальное - по ссылке...
Еще неплохой вариант:
Беляны – речные гиганты (https://histrf.ru/biblioteka/b/bieliany-riechnyie-ghighanty)
https://histrf.ru/uploads/media/default/0001/65/439239a3389480964ebb8bf57d2ae1ca5811a655.jpeg
XPEHOMETP
22-11-2019, 13:29
Опять "Максим" порадовал:
Операция Х. Первый танковый бой в истории РККА: Т-26 против итальянских огнеметных танкеток (https://www.maximonline.ru/longreads/get-smart/_article/pervyiy-tankovyiy-boy-v-istorii-rkka-t-26-protiv/)
Все пошло не так с самого начала. Да тут еще эти марокканцы на верблюдах и с пулеметами наперевес…
Если думаете, что это шутка, то ошибаетесь. Это про советских интернационалистов, воевавших в Испании.
https://cdn.maximonline.ru/9c/c8/8c/9cc88cdd4e6a15b13a4543436408816d/620x429_1_b8e1e73113e9c8621d9937ca4398dfd0@1200x830_0xac120002_9522682781532523000.jpg
29 октября 1936 года в испанском городишке Сесеньо экипаж советского Т-26 попал в непростое положение. У них закончились боеприпасы, была сбита гусеница и неподвижный танк окружили несколько сотен очень рассерженных марокканских наемников. Они пытались вскрыть люки, чтобы добраться до экипажа, между делом расписывая ему предстоящие пытки.
Наемники так выразительно изъяснялись, что даже не понимающим ни слова советским танкистам в эти два часа было как-то не очень, а для башнера-испанца, немного марокканцев понимавшего, этот бой закончился в психиатрической клинике.
ОПЕРАЦИЯ Х
https://cdn.maximonline.ru/f7/d7/f7/f7d7f75665a9c1eb8da0348c5405b7e4/620x774_1_18e844d060d1e1e13f3c5ab18db99652@665x830_0xac120002_10332947371532513906.jpg
Выгрузка прибывших в Испанию Т-26
В сентябре 1936 года советский грузовой теплоход «Комсомол» бросил якорь на рейде испанского порта Картахена. Из его трюмов было выгружено 50 танков Т-26, запасные двигатели к ним, боеприпасы, горюче-смазочные материалы.
С танками приплыли 30 советских инструкторов во главе с полковником Кривошеиным. 17 октября в Арчене, 90 км от Картахены, началась подготовка испанских танкистов. В советском генштабе эту войну назвали Операцией Х.
И эта операция сразу пошла не по плану.
https://cdn.maximonline.ru/16/09/cd/1609cd5620bbbb632702ace7f5e6e9dd/620x620_1_0e3fd97cdc814a10ade264eaa8110c72@665x665_0xac120002_724536031532514472.jpg
Четыре колонны мятежников так стремительно приближались к Мадриду, что времени на подготовку местных кадров уже не оставалось. 26 октября 1936 года Москва отправила в бой роту советских танков — 15 Т-26 со смешанными экипажами (советские командир и механик-водитель, испанский башнер-заряжающий) под командованием капитана Поля Армана, в Испании известного как капитан Грейзе.
Вместе с пехотой — 1-й бригадой милисианос (ополченцев) Энрике Листера, впоследствии побывавшего генералом трех армий (республиканской, советской и югославской), — танковая рота Армана должна была нанести наступавшим франкистам контрудар с фланга. Занять город Сесеньо, а затем Эскивидас и перерезать тыловые коммуникации наступающих.
Взаимодействия не получилось. Бригада Листера представляла собой необстрелянное и необученное ополчение. Хорошо обученные советские танкисты в реальном бою тоже не бывали. Легко прорвав оборону франкистов, они продолжили наступление. Когда они уехали, замолкшие огневые точки вновь открыли огонь и надолго положили бригаду Листера лицом в грязь. Арман не сообразил, что входить танками в город без пехоты — дело опасное. Три танка — Климов, Лобач и Соловьев, — посланные вперед на разведку, к назначенному сроку не вернулись. Двенадцать оставшихся танков тем не менее продолжили движение к Сесеньо. Колонна сильно растянулась, командирский танк (единственный с рацией) с открытым люком и высунувшимся из него Арманом вырвался далеко вперед и зашел в город в одиночку.
На первом же повороте улицы танк резко остановился: перед Арманом стояла плотная колонна всадников. Это было лучшее подразделение армии Франко — марокканская кавалерия, самые страшные головорезы Африки.
Кавалерия-регуларес
Как полководец Франко состоялся на Рифской войне в Марокко, поднявшись от лейтенанта до самого молодого генерала, командующего двумя самыми боеспособными подразделениями в испанской армии — Испанским иностранным легионом и Корпусом регуларес из берберов, пошедших на службу к испанцам.
https://cdn.maximonline.ru/a8/b6/f1/a8b6f1846623e04afeccf1cd8c912c2c/620x433_1_3be786055c450255e3af1e4bef625abd@1000x698_0xac120002_17976772661532521324.jpg
Марокканская кавалерия
Этим мусульманам за участие в «крестовом походе» Франко платил немного, но зато позволял добирать плату грабежом населения. Помимо денег, многих марокканцев привела в Испанию перспектива насиловать, сколько душа пожелает, прекрасных белых женщин, прежде мало кому из берберов доступных.
Они занялись всем этим по дороге на Мадрид. Через неделю Испания трепетала перед регуларес. Внушать окружающим ужас эти парни умели так же хорошо, как воевать, а воевали они всю жизнь, причем нередко против своего народа. На конях и верблюдах, с винтовками, пулеметами и артиллерией — марокканцы были главным козырем наступления на Мадрид.
НА УЛИЦЕ В СЕСЕНЬО
Возникла пауза, участники встречи ошарашенно смотрели друг на друга. Марокканцы знали, что им в поддержку высланы итальянские танки, и не могли определить, кто перед ними, потому что танкисты всех армий одевались тогда одинаково. Поль Арман открывать огонь тоже не спешил: советская колонна сильно растянулась и его командирский Т-26 стоял перед противником фактически один. Надо было выиграть время.
— Какого черта вы встали? Дайте проехать, — заорал он по-французски.
Латыш-коммунист Поль Арман перед эмиграцией в Советский Союз недолго жил во Франции и произносил чисто. Французское Марокко располагалось рядом с испанским, так что этот язык марокканцы знали.
— Почему вы на меня кричите? — спросил его офицер.
— Как не кричать на таких олухов?
— Не повышайте тона, я подполковник!
— Вижу, но мне плевать на это.
Тут к Арману подкатили и встали рядом еще два Т-26. Подполковник растерялся.
— Кто вы такой? — спросил он.
— Командир танкового отряда, — ответил Арман, захлопнул люк и по рации приказал своей роте: «Дави их, ребята!»
На улице в Сесеньо началось мясо, советские танки давили людей, лошадей и верблюдов. Пули и ручные гранаты Т-26 не брали, штаб марокканского отряда и его передовые ряды умерли страшной смертью, но задние на удивление быстро пришли в себя после такого шокирующего начала. Воины пустыни, оставшиеся без командиров, не имея опыта уличных боев, впервые столкнувшись с танками, тем не менее не разбежались, приняли бой и сражались достойно. По ходу дела они сообразили, как грамотно рассредоточиться в городе (на верхних этажах, крышах и балконах), и изобрели классическое оружие пехотинца против техники — бутылку с горючей смесью (позже ставшую известной как коктейль Молотова), впервые в истории бросив ее в танк. Результат марокканцам очень понравился, а Армана встревожил.
— Прорываемся, — приказал он роте.
Окровавленные советские танки с намотанными на траки врагами понеслись сквозь огненный шквал по узким кривым улочкам, на которых сейчас не всякий сможет маневрировать на современном автомобиле. Берберы с крыш и балконов бросали «коктейли» десятками. Когда у Т-26 Селицкого слетела гусеница, Арман приказал роте продолжать движение, пообещав Селицкому, что к нему вскоре подойдут милисианос Листера. Вырвавшись из города, советские танки, уже не окровавленные, а обгорелые, остановились в поле по дороге к Эскивидасу. Экипажи занялись ремонтом, бурно обсуждая свой первый бой.
CARRO CV3/33 «АНСАЛЬДИ»
Внезапно они заметили восемь приближавшихся черных точек, оказавшихся итальянскими танкетками Carro CV3/33 «Ансальди».
https://cdn.maximonline.ru/b6/f1/2a/b6f12a1b1af7f00a25e17b11325ebdf8/620x497_1_d3cff8288bfdce68ecfd6d35b0b25e42@830x665_0xac120002_4134915361532522081.jpg
«Замаскироваться, устроить засаду!» — приказал Арман.
«Ансальди» неплохо показали себя в Эфиопской войне, но для Европы не годились: вооружены лишь спаренными пулеметами и слабо бронированы. Засады не получилось, итальянцы тоже заметили советские танки и решили принять бой. Залп из 45-мм орудий их потряс, три танкетки сгорели на ходу как спички. Но итальянцы продолжили атаку.
Пока они приближались, Т-26 успели один раз перезарядиться и снова выстрелить. Сгорели еще две танкетки. Рикошеты и разрывы советских снарядов психологически добили остальные «Ансальди», командиры развернули свои машины и побежали из боя.
Все, кроме одного. Этот «Ансальди», в котором, скорее всего, сидел командир итальянской группы, шел на командирский Т-26 Армана. Он только что подбил своего второго «Ансальди», и, пока перезаряжался, быстрая танкетка оказалась совсем рядом. Метров с двадцати она неожиданно полыхнула на танк струей пламени. «Ансальди» оказался огнеметным.
https://cdn.maximonline.ru/56/64/d1/5664d1c7798c2315ac02d1a546390ca8/620x375_1_fb4dfdf632ae317a2ed0e2591ff8023d@1100x665_0xac120002_4673931751532522238.jpg
Огнеметная итальянская танкетка
Т-26 запылал как свечка, но Поль Арман выстрелил из горящего танка. Так и не сумев поймать в прицел стремительную танкетку, советский командир промахнулся и, опасаясь детонации боекомплекта, начал отступать. Итальянец его агрессивно преследовал.
В этот момент ему в борт врезался хорошо разогнавшийся десятитонный Т-26 лейтенанта Семена Осадчего. Случился первый в истории танковый таран. Огнеметный «Ансальди» смело в овраг, он несколько раз перевернулся и по-голливудски ярко взорвался.
Через несколько дней Семен Осадчий скончался в госпитале от заражения крови после ранения. Золотую Звезду он получил посмертно, став вторым в РККА танкистом-героем. Первым стал его командир Поль Арман.
Т-26 В ОГНЕ
Советские танкисты также приняли решение отступить. И теперь им предстоял второй прорыв через Сесеньо и вторая встреча с марокканцами. Те опять удивили креативом — подтянули артиллерию и установили ее на крышах домов так, чтобы стрелять в башню сверху. Африканцы здраво рассудили, что там бронирование танка должно быть минимальным.
У Т-26 Селицкого роту ждала печальная картина: люки танка были открыты, экипаж лежал рядом, его смерть была нелегкой. Тут рота впервые попала под артиллерийский огонь сверху и, стремительно отступив, сбилась с маршрута, случайно наткнувшись на своего разведчика — обездвиженный Т-26 Соловьева, который уже несколько часов был осажден марокканцами. Это чудесное спасение, скорее всего, разум испанского башнера окончательно и добило.
Когда рота уже почти проехала через Сесеньо, неожиданно нашелся еще один разведчик. Пылающий факелом, но продолжающий отстреливаться, Т-26 Лобача выкатился из-за поворота и едва не врезался в танк Армана. Марокканцы уже несколько часов гоняли его по городу, и всякий раз Лобачу удавалось улизнуть от смерти. Но в момент радостной встречи с его танка выстрелом из пушки была сбита гусеница. Выскочивший для ремонта механик-водитель был убит из винтовки. Тут Лобач заметил на крыше орудие, направленное на него, понял, что через секунду умрет, и, по словам других танкистов, успел им крикнуть: «Ребята, прощайте!» — после чего снаряд, пробив башню сверху, разорвался внутри танка. Судьба последнего разведчика, Т-26 Климова, выяснилась только после войны, по фотографиям. Он единственный доехал до Эскивидаса, где и был сожжен. Экипаж, скорее всего, погиб.
Итоги первого танкового боя в истории Красной армии было трудно оценить. Рота потеряла 20% техники, наступление республиканцев, которое она должна была поддерживать, провалилось. Но фарш из марокканцев и расстрел итальянских танков произвел большое впечатление на солдат по обе стороны фронта. Тем вечером всем советским танкистам казалось бесспорно доказанным превосходство их техники над техникой противника. Чему танкисты Армана очень радовались.
Радовались они зря. Вскоре их танки встретились в Испании с немцами, выкатившими 37-мм противотанковое орудие, которое отстреливало Т-26 уверенно и быстро. Всем танкистам, которые в 1941-м ходили в атаки на Т-26 (а их к войне больше 10 тысяч построили зачем-то), надо было сразу давать Героя: они были смертниками.
Накануне гибели от пули снайпера под Волховом в августе 1943-го Поль Арман в последнем письме жене и дочке рассказывал о Прохоровке и вспоминал Испанию:
«Сквозная атака! Смешались в кучу танки, люди... Сшибались в лоб, таранили друг друга, расстреливали сзади... Сто немецких танков горело одновременно. Ах, если бы мне собственными глазами увидеть такой костер!
Ты понимаешь, что это — великий перелом в войне? Мы летом выбили из рук немцев их наступательное оружие! Мы научились побеждать не только в морозы, мы бьем их в разгаре лета, в июльскую жару.
Хожу гордый — первым в истории боем танков с танками командовал все-таки я! И первый танковый таран в истории совершил мой Семен Осадчий... Я, ей-богу, имею право на толику тщеславия и признаюсь в этом только вам двоим».
© OSzone.net 2001-2012
vBulletin v3.6.4, Copyright ©2000-2025, Jelsoft Enterprises Ltd.
Available in ZeroNet 1osznRoVratMCN3bFoFpR2pSV5c9z6sTC